Осетинские поминальные тосты
Работа выполнена в отделе этнологии Федерального государственного бюджетного учреждения науки Северо-Осетинского институт гуманитарных и социальных исследований им. Защита состоится «11» июня г. Хетагурова» по адресу: , РСО-Алания г. Владикавказ, ул.ПАСХАЛЬНЫЙ ЦИКЛ В ОСЕТИНСКОМ ТРАДИЦИОННОМ КАЛЕНДАРЕ
Как только укладывают усопшего в гроб, у изголовья появляется маленький столик для поминальной еды, на который ставятся хлеб, вода, напитки, зерно и постоянно зажигаются свечи. К сожалению, в настоящее время этот обряд превратили в гастрономические излишки с конфетами, фруктами, пирогами и даже кладут курицу, что противоречит всем устоям наших предков. Из всех предметов, которые лежат у изголовья, особая роль отводится пшенице. Осетины связывают это с умирающей и рождающей природой человека.
Сегодня на Северном Кавказе похоронный обряд и поминальный цикл изменяются довольно динамично. По крайней мере, за последние десять лет можно наблюдать две тенденции, расхождение между которыми усиливается. Одна тенденция — это стремление вернуться к нормам ислама, отступление от которых и привело, по мнению «новых мусульман», к разорительным поминкам, излишествам в украшении надгробий и памятников, «обильным кормлениям», длительному поминальному циклу в целом. Эта тенденция нарастает с запада на восток региона и сильнее всего проявляется в Дагестане. Есть целые села, например, Губден, где всегда, и при советской власти, похоронный обряд проводился по нормам шариата — скромная церемония, отсутствие дневных поминок, скромные памятники.
Было время, когда понятие «религиозный праздник» воспринималось как чуждое явление для советской атеистической действительности. Хотя даже тогда, вопреки воинствующему атеизму, люди все же посещали хотя бы раз в год народные святилища. Сегодня традиционные праздники снова стали частью нашей жизни, они сохраняют свою актуальность, являясь тем виртуальным незыблемым мостиком, который связывает нас с миром наших предков, несет то истинное начало, которое и отождествляет нас со скифо-сармато-аланским наследием.